Ростан Тавасиев: «Работам Сосланбека Тавасиева удается, преодолев время, оставаться интересными…»

Ростан Тавасиев: «Работам Сосланбека Тавасиева удается, преодолев время, оставаться интересными…»

24.02.15

В Художественном музее имени М.С. Туганова проходит выставка работ известного скульптора, народного художника Северо-Осетинской АССР, лауреата Государственной премии Советского Союза Сосланбека Дафаевича Тавасиева, автора таких известных монументальных работ, как памятник Коста Хетагурову во Владикавказе и народному герою Салавату Юлаеву в Уфе.

Экспозиция, в которой представлены лучшие произведения скульптора из собраний музея, а также редко выставляющаяся, ценная графика из семейной коллекции, приурочена к 120-летнему юбилею скульптора.

К этой же дате запущен официальный сайт, посвященный творчеству Сосланбека Тавасиева – фотографии его работ, редкие фотоархивы и документы станут по-настоящему ценным материалом для всех, кому интересны жизнь и творчество гениального осетинского скульптора.

О том, как начиналась выставка и почему она первая в Осетии, об истории создания сайта www.tavasiev.su и уникальности представленных на его страницах документов, а также о многом другом archive.noar.ru рассказал внук Сосланбека Тавасиева – известный художник Ростан Тавасиев.

***

- Как случилась выставка Сосланбека Тавасиева в музее имени Туганова?

- Насколько знаю ситуацию, музей Туганова решил сделать выставку к юбилею дедушки. Работники музея связались с нами и, в результате диалога и сотрудничества состоялась выставка.

- Есть в экспозиции скульптура, привезенная из Москвы?

- Больших скульптур из Москвы не привозили. Скульптуру возить довольно проблематично и рискованно. В основном, это гипс, очень хрупкий материал, трудно предугадать в каком состоянии могут доехать экспонаты, сначала туда, а потом еще и обратно. В самом Тугановском музее есть действительно замечательная коллекция скульптуры Сосланбека Дафаевича. Мама с сестрой, ездившие на выставку, рассказывали, что большая часть экспозиции стала для них настоящим сюрпризом. Наша семья предоставила уникальную дедушкину графику, которую до этой выставки никто не видел. Получилась интересная, скомпонованная из музейной и семейной коллекций, выставка.

- Известны ли какие-то частные коллекционеры работ Сосланбека Тавасиева в Осетии?

- В Осетии… Даже не знаю. В Москве они есть. А вот как обстоят дела с частными коллекционерами в Осетии, затрудняюсь сказать. Есть в Осетии люди, которым творчество Сосланбека Тавасиева очень интересно и близко, но о коллекционировании его работ не слышал. У нашей семьи, насколько знаю, никто из Осетии ничего не приобретал.

- Мама с сестрой впервые побывали в Осетии?

- Мама - да, а сестра Марина приезжала летом 2014 года, на Аланику посмотреть.

* * *

“В августе 2014 года во Владикавказе проходил восьмой международный художественный симпозиум «Аланика». Один из самых важных и, бесспорно, интересных проектов, реализуемых на «Аланике», - форум молодых художников Северного Кавказа «ART КАВКАЗ NEXT». Куратором форума-2014, заявленного под темой «Будущее», стал Ростан Тавасиев”.

* * *

- Сестра Марина тоже связана с искусством?

- Да, она трудится в музее «Абрамцево» - занимается детскими программами. Ведет - как это сейчас почему-то принято называть - интерактивные занятия. Что-то вроде мастер-классов. Народные промыслы с детками изучает.

- Возвращаясь к выставке… Есть ли - в тех же соцсетях, где ты представлен - какой-то живой отклик на выставку от его посетителей? Быть может, пишут, благодарят?

- Меня? За что? (смеется). На портале Gradus.pro читал очень живой и невероятно теплый текст. Текст, скорее, даже не про выставку, а про дедушку. Когда мама с сестрой участвовали в «круглом столе» в музее Туганова. Пришли люди, знавшие Сосланбека Дафаевича, рассказывали про дедушку, вспоминали какие-то случаи из жизни. По всей вероятности журналист – автор статьи - прониклась этой беседой. И получился очень эмоциональный текст.

А так, что еще про выставку можно сказать? Очень странно, что она первая…

- Первая в Осетии?

- Удивительно. Даже у меня, получается, уже была выставка во Владикавказе. А у дедушки только сейчас.

- А с чем это связано?

- Не знаю…

- Ведь он довольно известен в Осетии… Может быть, были потеряны какие-то живые связи? Он работал в Москве, был больше уже скульптором общегосударственного масштаба, что ли…

- Интерес к какому-то культурному явлению не связан ведь с тем, насколько часто мы звоним в музей и напоминаем о себе или своих родных? Он либо есть, у профессионалов и ценителей искусства, либо его нет. Или этот интерес все-таки зависит от социальной включенности в сообщество?

- Возможно, что и так… Интересно, хорошо это или плохо?

- Вот и я не знаю… Мы с мамой сделали сайт (www.tavasiev.su), посвященный дедушке, для того, чтобы с его наследием было легко и просто ознакомиться. Для того чтобы информация о его жизни и творчестве доходила до тех, кому может пригодиться. До студентов художественных вызов, до художников и зрителей и питала бы осетинскую культуру. Чтобы развиваться, очень полезно знать, что было достигнуто твоими предшественниками.

- Расскажи о контенте сайта www.tavasiev.su

- Сайт, благодаря моей маме, получилось сделать на основе дедушкиного архива. Мама проделала невероятную работу по структурированию архивных материалов. Архив Сосланбека Дафаевича - это огромный старинный шкаф, полностью заполненный папками с документами, письмами, фотографиями. Собирала архив бабушка, и старалась это делать аккуратно, но время, переезды и перестановки... Мама больше года все приводила в порядок и на основе разобранной части документов и фотографий мы сайт и сделали.

Очень старались публиковать материал так, чтобы информация была подана максимально чисто, и насколько это вообще возможно, беспристрастно. Чтобы было больше Сосланбека Тавасиева и как можно меньше нас, о нем рассказывающих.

- Чтобы читатель сам сложил свое впечатление?

- Да. Чтобы дать возможность прямого контакта. У нас на сайте пока единственная текстовая информация о нем – его автобиографии. Сканы документов и их расшифровки. Только то, что он сам писал о себе.

Мы думаем над тем, как работать с остальными документами. Будем постепенно выкладывать наиболее интересные… У Сосланбека Дафаевича есть несколько научных изобретений, связанных со скульптурой. Есть работы по анатомии. Он успел сделать много полезного, чем нужно поделиться с людьми.

- Какие-то новые разделы планируется вводить в сайт?

- Мы стараемся наполнять сайт бережно и аккуратно. Будем публиковать материалы. Просто не совсем ясно, какие именно документы стоит публиковать и в какой последовательности это делать. Главная задача сайта, наверное, все-таки - знакомство с фотографиями работ, с рисунками, архитектурными проектами, с творчеством. А документы имеют скорее историческую ценность. Например, папка документов, посвященных войне, очень интересная. Про войну там, конечно, очень много важного.

- Например?

- Опыт его деятельности в эвакуации. Сосланбек Дафаевич летом 1941 года пошел провожать на вокзал бабушку с маленьким сыном в эвакуацию. И как был, в сандалиях и легкой летней одежде, так и стал ответственным за эшелон с семьями художников. Представляешь, что это такое? Нужно заботиться о питании, безопасности, размещении людей по дороге и по прибытии на место. Я совершенно не представляю, как в той ситуации это можно было осуществить! Но он справился.

- Как вообще родилась идея создать сайт?

- Мы хотели сделать книжку про дедушку. Это удалось реализовать в Башкирии, за что им огромное спасибо. Мы сделали замечательный альбом, но, к сожалению, изданный очень маленьким тиражом. Нам дали десять авторских экземпляров. Сейчас альбом уже нигде не найти. Искать финансирование на издание книжки очень сложно. И, тот, кто дает деньги, как правило, хочет, чтобы информация в книжке подавалась с определенной окраской. Что тоже понятно. Получается, что лучший выход - сделать все самому. Вот мы и остановились на решении создать сайт. Это в разы дешевле, а возможный охват аудитории гораздо больше.

- А если уже изданный в Башкирии альбом в электронном виде выложить в сеть?

- Электронную книгу надо скачивать… И часто скачиванием все и заканчивается, человек успокаивается- вроде как книжка уже у меня, как-нибудь потом почитаю ее. А сайт та же книга, только всегда открытая. И информации можно гораздо больше дать.

Впервые, кстати, получилось довольно много графики показать. Часть ее можно сейчас в Тугановском музее увидеть. Очень интересный стиль - глубоко национальные осетинские мотивы и сюжеты, но преломленные через европейскую традицию начала века. Такой осетинский Обри Бердслей.

- И, несмотря на такую «осетинистость» Сосланбека Тавасиева, ни одной прижизненной выставки в Осетии…

- Да и в Москве выставок у него не было. При жизни только одна персональная выставка была в музее Абрамцево. В 1973-м за год до его кончины. Странно получается, что у него с одной стороны была какая-то гиперамбициозность – построить самую большую конную статую в Европе, например. С другой стороны - какая-то скромность, от очень высокой требовательности к себе, наверное. Почему-то выставок он не делал. На работе был сконцентрирован, а репрезентацией, получается, практически не занимался.

- Все-таки это вызывает больше уважения и понимания, чем ситуация, когда продвижение себя становится самоцелью…

- Это зависит, наверное, от внутреннего устройства художника - что для него важнее, от чего он получает радость и удовольствие. Но что лучше, что хуже - не знаю. Сейчас считается, что раз в год нужно делать совершенно новую персональную выставку. Иначе начинают забывать, кто ты и что делаешь. В любом случае, хорошо, когда твои амбиции - чего бы они ни касались - удовлетворены. И твоим близким так спокойнее (смеется). И да, есть ведь памятник Коста возле Осетинского театра. Чем не присутствие Сосланбека Тавасиева в Осетии?

- Один из самых узнаваемых и всеми любимых памятников Владикавказа, кстати…

- Вот что еще занятно про дедушку… Он не сделал ни одного памятника Ленину или Сталину. Хотя искренне верил в идеи коммунизма. И характерно, что после смены государственного строя отношение к его памятникам становится только лучше… Их ведь действительно любят. Это какое-то удивительное дедушкино свойство – чувствовать, что по-настоящему важно, вне времени и идеологии, и уметь это реализовывать в своих работах.

- Быть может, несмотря на свои взгляды и убеждения, он оставался вне системы?

- Как раз наоборот – он, безусловно, был в системе. По рассказам бабушки, его жизнь проходила в мастерской и на всевозможных собраниях и заседаниях. Они искренне это самое светлое будущее и строили. Даже кончина дедушки связана с разочарованием от столкновением с реальностью. Он думал, что в своей самоотверженной борьбе за все самое, в его представлениях, лучшее он и страна вместе достигли прекрасных результатов. Может быть, слишком доверял газетам... Но когда он, впервые в жизни попал в больницу, самую простую, советскую-советскую, он увидел, что никакого светлого будущего нет даже близко.

- Получается, что он был таким - чистым идеалистом…

- Да, он был идеалистом. И результатом знакомства с реальностью стал довольно сильный шок, эмоционально очень его подкосивший.

Получается, что при всей своей включенности в систему, его интересы в творчестве лежали выше интересов системы. Дедушка смотрел выше и дальше, чем требовала система. Мне кажется, что именно поэтому его работам удается, преодолев время, оставаться интересными. Искусство – это же всегда преодоление времени…

- И ему это преодоление удалось?

- Похоже, что да.

 

[ назад ]

Смотрите так же:

 
GISMETEO:Погода по г.Москва         GISMETEO:
Погода по г.Владикавказ